Русский Византизм имеет две метафизические предпосылки. Одна из них связана с так называемым Roma Mobilis или «плавающим Римом». Наиболее четко эту идею обозначил монах Филофей формулировкой «Москва - Третий Рим». Принимая эту идею, русский государь становился Катехоном, или удерживающим зло, а народ - частью государства-Крепости. Второй столп русского Византизма представляет собой Предание о Белом Клобуке. Обе эти концепции глубоко залегли в мифосе русского народа и стали для него реальностью. Во времена петровской Руси эта реальность сильно пошатнулась. Новая элита Империи порвала со многими чертами русского Византизма. Однако Леонтьев доказывает, что Византизм не ушел в небытие, оставшись в сокрытом, порой неявленном виде как ось русской государственности, которая лишь внешне была одета в западноевропейское платье. Ни один этнос не способен с нуля, не опираясь ни на какие предпосылки, полностью выстроить культуру и государственность: мы всегда имеем несколько «заимствованных» элементов. К примеру, вся Европа строилась на наследии латинства. Эллинизм повлиял на культуры как Запада, так и Востока, дойдя до их самых глубин, во многих аспектах даже созидая их. Платон и платоники дали очень много культуре христианского богословия. Так и Россия создавалась на стыке ряда мощных идей: если посмотреть на Россию с точки зрения государственности и веры, мы видим Византизм, если взять организационный аспект, то Россия многое взяла от Орды. Подробности...
|